Подготовка специалистов направления «Культура и искусство» по специальности «Дизайн костюма» началась на факультете с 1993 г. Изначально творческие дисциплины студенты изучали на кафедре технологии и конструирования швейных изделий, которой руководил В.Г. Ленец. С целью пропаганды моды и новых специальностей коллектив кафедры организовал показ моделей, впоследствии переросший в популярный конкурс «Магия моды». Главной задачей преподавания являлось развитие у студентов художественного вкуса и творческого мышления. С первых дней на кафедре работали опытные и активно практикующие специалисты – члены Союза художников РСФСР Ю.Г. Наконечный, Ю.В. Марков, В.А. Серебряков, Л.В. Соболь, Л.Ф. Иванченко.
Кафедра «Дизайн» была образована в феврале 1995 г. Первой заведующей кафедрой стала Г.В. Виноградова.
Развитие реального рынка дизайнерских услуг в России способствовал открытию новых специальностей: «Декоративно-прикладное искусство», «Промышленный дизайн», «Искусство интерьера». Совершенствовалась материально-техническая база, появились специализированные аудитории – проектные, художественные, керамические мастерские. Для обеспечения высокого уровня образования многие преподаватели были направлены на повышение квалификации в Москву, Санкт-Петербург, Владивосток. Но главное – возникла благоприятная атмосфера для развития творческого потенциала преподавателей и студентов.
В 2001 г. эстафету руководства кафедрой приняла Г. Г.Ольшанская, выпускница АмГУ. Начало нового периода в развитии кафедры характеризовалось повышенным интересом абитуриентов, возрос конкурс при поступлении на факультет, открылась новая специальность – дизайн среды. Заметно повысился авторитет выпускников в городе, области, регионе.
Последнее десятилетие кафедру дизайна возглавляла Е.Б. Коробий. Новое время выявило новые приоритеты в развитии подразделения, появились новые специальности – графический дизайн, монументально-декоративное искусство. Повысился качественный уровень профессорско-преподавательского состава кафедры, к обучению стали активно привлекаться профессионалы-практики – известные в городе архитекторы и дизайнеры. Преподаватели вступали в творческие союзы, защищали диссертации, повышали квалификацию в ведущих вузах России и за рубежом. Были налажены международные контакты – обмены опытом между вузами Италии, Южной Кореи, Китая.
В 2008 году кафедра выступила организатором международного фестиваля искусств «Арт Пространтво Амур», который не только отражал итоги работы дизайнеров и художников за год, выявляя лучших, но и объединял профессионалов из разных регионов России и мира, способствуя популяризации профессии.
В 2016 году заведующей кафедрой стала Е.А.Гаврилюк.
В последние годы коллектив кафедры расширяется за счет недавних выпускников факультета дизайна и технологии, успешно сочетающих преподавательскую, научную и проектную деятельность, большинство из которых являются членами Союза Дизайнеров России и членами Союза Художников России.
Неразрывная связь кафедры с реальной профессиональной жизнью позволяет наполнить образовательный процесс не только учебными или конкурсными заданиями, но и проектами, выполняемыми по заказам общественных и коммерческих организаций Благовещенска и Амурской области. О высоком уровне подготовки свидетельствуют победы студентов и выпускников кафедры на престижных международных конкурсах, таких как: Международный Смотр-Конкурс выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну, конкурс выпускных квалификационных работ в рамках международного научной форума ИАС ТОГУ «Новые идеи нового века», Дальневосточный архитектурный фестиваль «ДВ Зодчество» и др.
Наши выпускники успешно работают в ведущих рекламных агентствах, дизайн-студиях, издательских домах, типографиях, мультимедийных и телевизионных студиях Благовещенска, Владивостока, Хабаровска, Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодара. Ряд выпускников работает за рубежом – в Китае, Италии, Черногории, Чехии.
Ф.И.О. | Ученая степень и звание | Должность |
---|---|---|
Профессорско-преподавательский состав | ||
Коробий Е.Б. | канд. пед. наук, член Союза дизайнеров России | доцент, декан |
Гаврилюк Е.А. | канд. пед. наук, доцент | доцент, зав. кафедрой |
Аверина Т.А. | член Союза дизайнеров России | старший преподаватель |
Базовкин С.М. | член Союза художников России | старший преподаватель |
Благова Т.Ю. | канд. пед. наук, доцент | доцент |
Васильева Н.А. | канд. архитектуры, член Союза дизайнеров России | доцент |
Каримова И.С. | канд. пед. наук, доцент | доцент |
Ковалева Л.А. | канд. техн. наук, доцент | доцент |
Кузнецов В.В. | член Союза художников России | доцент |
Кукушкина З.И. | член Союза дизайнеров России | доцент |
Левковская Е.С. | член Союза дизайнеров России | доцент |
Попов С.А. | член Союза художников России, Заслуженный художник РФ | доцент |
Присяжная И.М. | канд. техн. наук, член Союза дизайнеров России | доцент |
Санатова С.В. | член Союза дизайнеров России, доцент | доцент |
Сотникова Е.А. | член Союза художников России | доцент |
Станишевская Л.С. | член Союза дизайнеров России | доцент |
Федосеев К.В. | – | старший преподаватель |
Шкиль О.С. | канд. пед. наук | доцент |
Базовкина Ю.В. | – | старший преподаватель |
Рахманова А.В. | старший преподаватель | |
Учебно-вспомогательный персонал | ||
Косолапов К.В. | – | техник |
Колесников В.В. | член Союза дизайнеров России | Заведующий учебными мастерскими |
Лощилина Ю.М. | – | инженер |
Сергеева Л.Е. | – | лаборант |
54.03.01#Дизайн, направленность (профиль) образовательной программы Дизайн среды
Развитие профессиональной подготовки по направлению дизайн среды стало ответом на потребность комплексного подхода к решению задач формирования предметно-пространственной среды. Это означает, что дизайн среды должен рассматривать объекты проектирования во взаимосвязи с другими сферами дизайна, а также работать над созданием конкретных объектов нашего окружения.
Сегодня дизайн среды – это обширная область дизайнерской деятельности, где объектами становятся предметно-пространственные комплексы жилых и общественных зданий, открытые городские пространства, парковые ансамбли, ландшафтные и декоративные формы, системы освещения. Дизайн среды представляет собой процесс формирования целесообразных, комфортных и эстетически полноценных условий для осуществления бытовой, общественной и производственной деятельности человека.
В соответствии с профессиональной подготовкой дизайнер среды может выполнять аналитическую, проектную, экспериментально-исследовательскую, производственно-управленческую, педагогическую и другие виды профессиональной деятельности.
В процессе подготовки изучаются такие общепрофессиональные и специальные дисциплины как: история искусств, академический рисунок и академическая живопись, цветоведение и колористика, история дизайна, пропедевтика (композиция), проектирование, основы компьютерной графики, компьютерное проектирование в дизайне среды, ландшафтное проектирование среды, эргономика в дизайне среды, типология форм архитектурной среды, архитектурно-дизайнерское материаловедение, оборудование и благоустройство средовых объектов и систем и др.
Особенность профессиональной подготовки по средовому дизайну на кафедре – ориентация на конкретные проблемы организации и благоустройства городской среды (жилая, общественная, рекреационная).
Сегодня специалисты по средовому дизайну работают в архитектурно-дизайнерских фирмах, занимаются ландшафтным дизайном, дизайном мебели, светодизайном, реализуют себя в сфере полиграфии, web-дизайна и рекламы.
54.03.01#Дизайн, направленность (профиль) образовательной программы Дизайн интерьера
Современное развитие архитектуры и строительства требует профессионалов широкого профиля по дизайну интерьера общественных, производственных и жилых помещений. Курс специальной подготовки по направлению «Дизайн интерьера» включает изучение методики и этапов проектирования, выполнение комплексных дизайн-проектов, владение технологиями изготовления объектов дизайна и макетирования, колорированию, выбору материалов и предметов обстановки, организации освещения различных зданий и сооружений.
В процессе профессиональной подготовки будущие специалисты получают базовые знания об объемно-пространственной композиции интерьера, навыки проектирования индивидуального жилого пространства, а также создания сложных комплексных объектов, таких как офисы, выставочные, торговые или зрелищные пространства.
Учебная программа подготовки дизайнера интерьера насыщена специальными дисциплинами: пропедевтика; история и современные проблемы искусства интерьера; проектирование; история дизайна; компьютерное проектирование в дизайне интерьера; основы эргономики; макетирование в проектировании интерьера; инженерно-технологические основы проектирования интерьера, организация проектной деятельности; ДПИ в проектировании интерьера.
Профессия дизайнер интерьера сегодня очень востребована и выходит в рейтинги самых популярных направлений подготовки по программе бакалавриата. Специальные дисциплины в комплексе с блоком академических предметов, осваиваемых в процессе обучения, образуют профессиональный фундамент для будущего специалиста и позволяют ему занять достойное место на рынке труда.
Объектами профессиональной деятельности являются:
жилые, общественные и производственные архитектурные здания и комплексы, а также архитектурные объекты частного строительства;
архитектурно-декоративная пластика, художественный интерьер;
малые архитектурные формы, оборудование и оснащение интерьеров.
Возможные места трудоустройства
После окончания университета выпускники могут работать дизайнерами в строительных компаниях, архитектурных мастерских, студиях, занимающихся дизайном интерьеров, ландшафтным дизайном и светодизайном, салонах-магазинах, мебельных комбинатах.
54.03.01#Дизайн, направленность (профиль) образовательной программы Дизайн костюма
Быть дизайнером костюма – значит владеть искусством создания гармоничного образа, который соответствовал бы современным тенденциям моды и потребностям заказчика.
Объектами проектной деятельности дизайнера по костюму являются стилевые решения одежды различного назначения и ассортимента, прогнозирование перспективной моды и пропаганда современных модных течений.
Студенты, обучающиеся по данному направлению, изучают такие общепрофессиональные и специальные дисциплины как: история искусств, академический рисунок и академическая живопись, цветоведение и колористика, история дизайна, пропедевтика (композиция), история моды; макетирование костюма; материаловедение; конструирование костюма; выполнение проекта в материале; технология изготовления костюма; компьютерное проектирование в дизайне костюма и многое другое.
Таким образом, студенты изучают не только художественные и проектные дисциплины, но и моду как fashion-индустрию.
Выпускники реализуют профессиональный потенциал дизайнера костюма на предприятиях легкой промышленности, в частных фирмах и авторских ателье, работают консультантами по вопросам создания индивидуального образа – имидж-дизайна.
54.03.01#Дизайн, направленность (профиль) образовательной программы Графический дизайн
Открытие направления по изучению графического дизайна в Амурском государственном университете обусловлено высоким спросом этой профессии на рынке труда. В условиях свободного рынка графические дизайнеры самые востребованные специалисты: грамотный дизайн - одна из составляющих успеха любого коммерческого продукта.
Выпускник данной профессии находит визуальные решения для оформления городской среды (рекламные плакаты, щиты, указатели), стилизации полиграфических материалов (журналов, газет, книг) и интернет-ресурсов, для создания бренда коммерческих продуктов или непосредственно самих компаний (логотип, цветовая гамма, набор фирменных шрифтов). Его рабочий процесс включает в себя не только выполнение рисунков от руки, но и умелое использование программного обеспечения для графического дизайна.
Деятельность дизайнера-графика включает сбор и анализ информации, определение проблемы и постановку цели, проектирование как создание общей дизайн-концепции и, как итог, разработку графического решения и гармоничной композиции. Поэтому в компетенцию специалиста в области графического дизайна входят знания в области маркетинга, типографики, предпечатной подготовки, компьютерной верстки, композиции, колористики.
Объектами профессиональной деятельности являются:
системы визуальных коммуникаций предметно-пространственной среды (вывески, рекламные установки, витрины магазинов, таблички с наименованиями улиц и номерами домов, указатели, пиктограммы, рекламные объявления, плакаты, афиши);
объекты полиграфической продукции и визуальной айдентики;
художественное исполнение объектов графического дизайна, дизайна среды, промышленного дизайна, арт-дизайна.
Возможные места трудоустройства
После окончания университета выпускники могут работать дизайнерами в полиграфических компаниях и типографиях, в издательствах или редакциях с функцией «препресс», рекламных и брендинговых агентствах, а также Web-дизайнерами, иллюстраторами.
54.05.01#Монументально-декоративное искусство, направленность (профиль) образовательной программы Монументально-декоративное искусство (интерьеры)
Современное развитие архитектуры и строительства требует наличия художников-проектировщиков, специалистов по дизайну интерьера общественных, производственных и жилых помещений. Подготовка специалистов данного профиля включает изучение методики проектирования, организации и декорирования внутреннего пространства зданий различного функционального назначения, колорированию, выбору материалов и предметов обстановки, установки источников света.
В процессе профессиональной подготовки будущие специалисты получают знания об объемно-пространственной композиции помещений, навыки проектирования индивидуального жилого пространства, а также создания сложных комплексных объектов, таких как культурный центр, офисы, образовательные учреждения, выставочные, торговые или зрелищные пространства.
Учебная программа подготовки художника монументально-декоративного искусства (интерьеры) насыщена специальными дисциплинами: основы композиции (пропедевтика); художественное проектирование интерьера; история архитектуры; история искусства интерьеров; компьютерные технологии в проектировании интерьера; инженерно-технологические основы проектирования; основы строительного дела; монументально-декоративное искусство в проектировании интерьера; основы производственного мастерства; архитектурно-дизайнерское материаловедение; конструирование в проектировании интерьера, организация проектной деятельности; история дизайна; основы эргономики; макетирование; типология зданий и сооружений.
Профессия художник-проектировщик интерьера сегодня очень популярна и востребована. Тесная взаимосвязь с работодателями и профессиональным сообществом, постоянный мониторинг требований к специалистам, наличие разнообразных видов практик, позволяют выпускникам занять достойное место на рынке труда.
Объектами профессиональной деятельности являются:
жилые, общественные и производственные архитектурные комплексы, здания общественного, а также культового назначения, объекты частного строительства;
архитектурно-декоративная пластика, художественный интерьер;
предметные, ландшафтные и декоративные формы, оборудование и оснащение интерьеров.
Возможные места трудоустройства
После окончания университета выпускники могут работать дизайнерами в строительных компаниях, архитектурных бюро, студиях, занимающихся проектированием интерьеров, ландшафтным дизайном и светодизайном, салонах-магазинах, мебельных комбинатах, а также создавать свои архитектурно-дизайнерские и художественные мастерские.
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность кафедры дизайна
Наименование |
Руководитель |
---|---|
Модификации современного проектного языка дизайна и прикладного искусства |
Каримова И.С., канд. пед. наук, доцент |
Педагогическое обеспечение системы профессиональной адаптации дизайнеров в условиях взаимодействия вузов с работодателями |
Шкиль О.С., канд. пед. наук, доцент кафедры дизайна |
Тематика научно-исследовательской деятельности студентов:
-Социально-культурные основания проектирования объектов предметно-пространственной среды.
- Взаимодействие художественного и проектного образа в дизайне среды.
- Коммуникативные и знаковые функции средовых объектов и систем.
- Источники проектного творчества дизайнера.
- Искусство как источник вдохновения в работах дизайнеров.
- Эстетическая ценность в проектировании объектов дизайна.
- Интерпретация как основа проектного творчества в дизайне интерьера.
- Эвристические методы в дизайн-проектировании.
- Эстетическая ценность в проектировании объектов дизайна: работа студентов с использованием различных приемов трансформации элементов костюма.
- Методы декорирования в современном дизайне костюма: изучение приемов декорирования одежды (аппликация, вышивка, бисероплетение, макраме, ручная роспись, валяние, «Нуно-фелтинг», «шибори» и др.), их классификации, разработка авторских приемов текстильного дизайна.
- Коммуникативная роль графического дизайна.
- Визуальные системы ориентирования в пространстве.
- Интерпретация исторических символов посредством графического дизайна в современной системе визуальной коммуникации.
- Адаптация исторической среды в современный контекст.
- Искусство в создании объемно-пространственной структуры интерьера.
- Исторические и современные стили в дизайне интерьера.
- Симбиоз декоративного и знакового в дизайне интерьера.
- Архитектурно-художественный синтез в моделировании объемно-пространственной структуры интерьера.
При кафедре дизайна АмГУ работает учебно-консультационный центр (УКЦ) «Дизайн». Одна из задач УКЦ – оказание образовательных услуг по дополнительным программам обучения и оказание консультационных услуг в области графического дизайна, дизайна интерьера, дизайна среды и дизайна костюма.
В настоящее время ведется набор на обучение по следующим программам дополнительного образования:
- Визуализация объектов дизайн-проектирования. Программа курса включает изучение таких компьютерных программ, как Photoshop, 3DsMax, AutoCAD, ArchiCAD. Срок обучения – 1 год.
- Дизайн ландшафта. Программа курса включает изучение таких дисциплин, как спецрисунок, основы композиции, цветоведение, дендрология, конструирование, инженерные основы проектирование ландшафта, ландшафтное проектирование и др. Срок обучения – 1 год.
- Декорирование в интерьере. Программа курса включает изучение истории монументального и декоративно-прикладного искусства, как основы профессиональной деятельности, современных методов стилизации и декорирования помещений различного функционального назначения, практических приемов, техники изображения и представления дизайн-идеи, овладение искусством ручной работы по декорированию деталей и предметов интерьера, а так же ознакомление с проектно-сметной документацией и правилами ее составления. Срок обучения – 1 год.
Кроме того, принимаются групповые заявки (не менее 10 человек) от юридических/ физических лиц на получение дополнительного образования в сфере дизайна по индивидуальным программам обучения.
При УКЦ «Дизайн» организованы и успешно действуют подготовительные курсы для абитуриентов, целью которых является выявление творческих способностей и готовности поступающих осваивать учебную программу. Подготовка ведется по двум направлениям художественных дисциплин – рисунок и, композиция. Программа подготовки рассчитана на краткосрочные летние курсы (8 дней).
Особенностью материально-технической базы кафедры является наличие специализированных мастерских для проведения учебных занятий и самостоятельной работы студентов: проектные мастерские по профилям подготовки, мастерская рисунка и живописи, мастерская деревообработки, мастерская керамики, класс компьютерного проектирования, мастерская проектирования костюма, студия фото и светотехники, студия печати и полиграфии.