Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Кафедра дизайна

История кафедры

Подготовка специалистов направления «Культура и искусство» по специальности «Дизайн костюма» началась на факультете  с 1993 г. Изначально творческие дисциплины студенты изучали на кафедре технологии и конструирования швейных изделий, которой руководил В.Г. Ленец. С целью пропаганды моды и новых специальностей коллектив кафедры организовал показ моделей, впоследствии переросший в популярный конкурс «Магия моды». Главной задачей преподавания являлось развитие у студентов художественного вкуса и творческого мышления. С первых дней на кафедре работали опытные и активно практикующие специалисты – члены Союза художников РСФСР Ю.Г. Наконечный, Ю.В. Марков, В.А. Серебряков, Л.В. Соболь, Л.Ф. Иванченко.

Кафедра «Дизайн» была образована в феврале 1995 г. Первой заведующей кафедрой  стала Г.В. Виноградова.

Развитие реального рынка дизайнерских услуг в России способствовал открытию новых специальностей: «Декоративно-прикладное искусство», «Промышленный дизайн», «Искусство интерьера». Совершенствовалась материально-техническая база, появились специализированные аудитории – проектные, художественные, керамические мастерские. Для обеспечения высокого уровня образования многие преподаватели были направлены на повышение квалификации  в Москву, Санкт-Петербург, Владивосток. Но главное – возникла благоприятная атмосфера для развития творческого потенциала преподавателей и студентов.

В 2001 г. эстафету руководства кафедрой приняла Г. Г.Ольшанская, выпускница АмГУ. Начало нового периода в развитии кафедры характеризовалось повышенным интересом абитуриентов, возрос конкурс при поступлении на факультет, открылась новая специальность – дизайн среды. Заметно повысился авторитет выпускников в городе, области, регионе.

Последнее десятилетие кафедру дизайна возглавляла Е.Б. Коробий. Новое время выявило новые приоритеты в развитии подразделения, появились новые специальности – графический дизайн, монументально-декоративное искусство. Повысился качественный уровень профессорско-преподавательского состава кафедры, к обучению стали активно привлекаться профессионалы-практики – известные в городе архитекторы и дизайнеры. Преподаватели вступали в творческие союзы, защищали диссертации, повышали квалификацию в ведущих вузах России и за рубежом. Были налажены международные контакты – обмены опытом между вузами Италии, Южной Кореи, Китая.

В 2008 году кафедра выступила организатором международного фестиваля искусств «Арт Пространтво Амур», который не только отражал итоги работы дизайнеров и художников за год, выявляя лучших, но и  объединял профессионалов из разных регионов России и мира, способствуя популяризации профессии.

В 2016 году заведующей кафедрой стала Е.А.Гаврилюк.

В последние годы коллектив кафедры расширяется за счет недавних выпускников факультета дизайна и технологии, успешно сочетающих преподавательскую, научную и проектную деятельность, большинство из которых являются членами Союза Дизайнеров России и членами Союза Художников России.

Неразрывная связь кафедры с реальной профессиональной жизнью позволяет наполнить образовательный процесс не только учебными или конкурсными заданиями, но и проектами, выполняемыми по заказам общественных и коммерческих организаций Благовещенска и Амурской области. О высоком уровне подготовки свидетельствуют победы студентов и выпускников кафедры на престижных международных конкурсах, таких как: Международный Смотр-Конкурс выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну, конкурс выпускных квалификационных работ в рамках международного научной форума ИАС ТОГУ «Новые идеи нового века», Дальневосточный архитектурный фестиваль «ДВ Зодчество» и др.

Наши выпускники успешно работают в ведущих рекламных агентствах, дизайн-студиях, издательских домах, типографиях, мультимедийных и телевизионных студиях Благовещенска, Владивостока, Хабаровска, Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодара. Ряд выпускников работает за рубежом – в Китае, Италии, Черногории, Чехии.

Список сотрудников

Ф.И.О. Ученая степень и звание Должность
Профессорско-преподавательский состав
Коробий Е.Б. канд. пед. наук, член Союза дизайнеров России доцент, декан
Гаврилюк Е.А. канд. пед. наук, доцент доцент, зав. кафедрой
Аверина Т.А. член Союза дизайнеров России старший преподаватель
Базовкин С.М. член Союза художников России старший преподаватель
Благова Т.Ю. канд. пед. наук, доцент доцент
Васильева Н.А. канд. архитектуры, член Союза дизайнеров России доцент
Каримова И.С. канд. пед. наук, доцент доцент
Ковалева Л.А. канд. техн. наук, доцент доцент
Кузнецов В.В. член Союза художников России доцент
Кукушкина З.И. член Союза дизайнеров России доцент
Левковская Е.С. член Союза дизайнеров России доцент
Попов С.А. член Союза художников России, Заслуженный художник РФ доцент
Присяжная И.М. канд. техн. наук, член Союза дизайнеров России доцент
Санатова С.В. член Союза дизайнеров России, доцент доцент
Сотникова Е.А. член Союза художников России доцент
Станишевская Л.С. член Союза дизайнеров России доцент
Федосеев К.В. старший преподаватель
Шкиль О.С. канд. пед. наук доцент
Учебно-вспомогательный персонал
Косолапов К.В. техник
Колесников В.В. член Союза дизайнеров России Заведующий учебными мастерскими
Лощилина Ю.М. инженер
Сергеева Л.Е. лаборант

Направления подготовки

54.03.01#Дизайн, направленность (профиль) образовательной программы Дизайн среды

Развитие профессиональной подготовки по направлению дизайн среды стало ответом на потребность комплексного подхода к  решению задач формирования предметно-пространственной среды. Это означает, что дизайн среды должен рассматривать объекты проектирования во взаимосвязи с другими сферами дизайна, а также работать над созданием конкретных объектов нашего окружения.

Сегодня дизайн среды – это обширная область дизайнерской деятельности, где объектами становятся предметно-пространственные комплексы жилых и общественных зданий, открытые городские пространства,  парковые ансамбли, ландшафтные и декоративные формы, системы освещения. Дизайн среды представляет собой процесс формирования целесообразных, комфортных и эстетически полноценных условий для осуществления бытовой, общественной и производственной деятельности человека.

В соответствии с профессиональной подготовкой дизайнер среды может выполнять аналитическую, проектную, экспериментально-исследовательскую, производственно-управленческую, педагогическую и другие виды профессиональной деятельности.

В процессе подготовки изучаются такие общепрофессиональные и специальные дисциплины как: история искусств, академический рисунок и академическая живопись, цветоведение и колористика, история дизайна, пропедевтика (композиция), проектирование, основы компьютерной графики, компьютерное проектирование в дизайне среды, ландшафтное проектирование среды, эргономика в дизайне среды, типология форм архитектурной среды, архитектурно-дизайнерское материаловедение, оборудование и благоустройство средовых объектов и систем и др.

Особенность профессиональной подготовки по средовому дизайну  на кафедре –  ориентация на конкретные проблемы организации и благоустройства городской среды (жилая, общественная, рекреационная).  

Сегодня специалисты по средовому дизайну работают в архитектурно-дизайнерских фирмах, занимаются ландшафтным дизайном, дизайном мебели, светодизайном, реализуют себя в сфере полиграфии, web-дизайна и рекламы. 

54.03.01#Дизайн, направленность (профиль) образовательной программы Дизайн интерьера

Современное развитие архитектуры и строительства требует профессионалов широкого профиля по дизайну интерьера общественных, производственных и жилых помещений. Курс специальной подготовки по направлению «Дизайн интерьера» включает изучение методики и этапов проектирования, выполнение комплексных дизайн-проектов, владение технологиями изготовления объектов дизайна и макетирования, колорированию, выбору материалов и предметов обстановки, организации освещения различных зданий и сооружений.

В процессе профессиональной подготовки будущие специалисты получают базовые знания об объемно-пространственной композиции интерьера, навыки проектирования индивидуального жилого пространства, а также создания сложных комплексных объектов, таких как офисы,  выставочные, торговые или зрелищные пространства.

 Учебная программа подготовки дизайнера интерьера насыщена специальными дисциплинами: пропедевтика; история и современные проблемы искусства интерьера; проектирование; история дизайна; компьютерное проектирование в дизайне интерьера; основы эргономики; макетирование в проектировании интерьера; инженерно-технологические основы  проектирования интерьера, организация проектной деятельности; ДПИ в проектировании интерьера.

Профессия дизайнер интерьера сегодня очень востребована и выходит в рейтинги самых популярных направлений подготовки по программе бакалавриата. Специальные дисциплины в комплексе с блоком академических предметов, осваиваемых в процессе обучения, образуют профессиональный фундамент для будущего специалиста и позволяют ему занять достойное место на рынке труда.

Объектами профессиональной деятельности являются:

жилые, общественные и производственные архитектурные здания и комплексы, а также архитектурные объекты частного строительства;

архитектурно-декоративная пластика, художественный интерьер;

малые архитектурные формы, оборудование и оснащение интерьеров.

Возможные места трудоустройства

После окончания университета выпускники могут работать дизайнерами в строительных компаниях, архитектурных мастерских, студиях, занимающихся дизайном интерьеров, ландшафтным дизайном и светодизайном, салонах-магазинах, мебельных комбинатах. 

54.03.01#Дизайн, направленность (профиль) образовательной программы Дизайн костюма

Быть дизайнером костюма – значит владеть искусством создания гармоничного образа, который соответствовал бы современным тенденциям моды и потребностям заказчика.

Объектами проектной деятельности дизайнера по костюму являются стилевые решения одежды различного назначения и ассортимента, прогнозирование перспективной моды и пропаганда современных модных течений.

Студенты, обучающиеся по данному направлению, изучают такие общепрофессиональные и специальные дисциплины как: история искусств, академический рисунок и академическая живопись, цветоведение и колористика, история дизайна, пропедевтика (композиция), история моды; макетирование костюма; материаловедение; конструирование костюма; выполнение проекта в материале; технология изготовления костюма; компьютерное проектирование в дизайне костюма и многое другое.

 Таким образом, студенты изучают не только художественные и проектные дисциплины, но и моду как fashion-индустрию.

Выпускники реализуют профессиональный потенциал дизайнера костюма на предприятиях легкой промышленности, в частных фирмах и авторских ателье, работают консультантами по вопросам создания индивидуального образа – имидж-дизайна.

54.03.01#Дизайн, направленность (профиль) образовательной программы Графический дизайн

Открытие направления по изучению графического дизайна в Амурском государственном университете обусловлено высоким спросом этой профессии на рынке труда. В условиях свободного рынка графические дизайнеры самые востребованные специалисты: грамотный дизайн - одна из составляющих успеха любого коммерческого продукта.

Выпускник  данной профессии находит визуальные решения для оформления городской среды (рекламные плакаты, щиты, указатели), стилизации полиграфических материалов (журналов, газет, книг) и интернет-ресурсов, для создания бренда коммерческих продуктов или непосредственно самих компаний (логотип, цветовая гамма, набор фирменных шрифтов). Его рабочий процесс включает в себя не только выполнение рисунков от руки, но и умелое использование программного обеспечения для графического дизайна.

Деятельность дизайнера-графика включает сбор и анализ информации, определение проблемы и постановку цели, проектирование как создание общей дизайн-концепции и, как итог, разработку графического решения и гармоничной композиции. Поэтому в компетенцию специалиста в области графического дизайна входят знания в области маркетинга, типографики,  предпечатной подготовки, компьютерной верстки, композиции, колористики.

            Объектами профессиональной деятельности являются:

системы визуальных коммуникаций предметно-пространственной среды (вывески, рекламные установки, витрины магазинов, таблички с наименованиями улиц и номерами домов, указатели, пиктограммы, рекламные объявления, плакаты, афиши);

объекты полиграфической продукции и визуальной айдентики;

художественное исполнение объектов графического дизайна, дизайна среды, промышленного дизайна, арт-дизайна.

Возможные места трудоустройства

После окончания университета выпускники могут работать дизайнерами в полиграфических компаниях и типографиях, в  издательствах или редакциях с функцией «препресс», рекламных и брендинговых агентствах, а также Web-дизайнерами, иллюстраторами.

54.05.01#Монументально-декоративное искусство, направленность (профиль) образовательной программы Монументально-декоративное искусство (интерьеры)

Современное развитие архитектуры и строительства требует наличия художников-проектировщиков, специалистов по дизайну интерьера общественных, производственных и жилых помещений. Подготовка специалистов данного профиля включает изучение методики проектирования, организации и декорирования внутреннего пространства зданий различного функционального назначения, колорированию, выбору материалов и предметов обстановки, установки источников света.

В процессе профессиональной подготовки будущие специалисты получают знания об объемно-пространственной композиции помещений, навыки проектирования индивидуального жилого пространства, а также создания сложных комплексных объектов, таких как культурный центр, офисы, образовательные учреждения, выставочные, торговые или зрелищные пространства.

Учебная программа подготовки художника монументально-декоративного искусства (интерьеры) насыщена специальными дисциплинами: основы композиции (пропедевтика); художественное проектирование интерьера; история архитектуры;  история искусства интерьеров; компьютерные технологии в проектировании интерьера; инженерно-технологические основы проектирования; основы строительного дела; монументально-декоративное искусство в  проектировании интерьера; основы производственного мастерства; архитектурно-дизайнерское материаловедение; конструирование в проектировании интерьера, организация проектной деятельности; история дизайна; основы эргономики; макетирование; типология зданий и сооружений.

Профессия художник-проектировщик интерьера сегодня очень популярна и востребована. Тесная взаимосвязь с работодателями и профессиональным сообществом, постоянный мониторинг требований к специалистам, наличие разнообразных видов практик, позволяют выпускникам занять достойное место на рынке труда.

Объектами профессиональной деятельности являются:

жилые, общественные и производственные архитектурные комплексы, здания общественного, а также культового назначения, объекты частного строительства;

архитектурно-декоративная пластика, художественный интерьер;

предметные, ландшафтные и декоративные формы, оборудование и оснащение интерьеров.

Возможные места трудоустройства

После окончания университета выпускники могут работать дизайнерами в строительных компаниях, архитектурных бюро, студиях, занимающихся проектированием интерьеров, ландшафтным дизайном и светодизайном, салонах-магазинах, мебельных комбинатах, а также создавать свои архитектурно-дизайнерские и художественные мастерские.

Научная деятельность

Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность кафедры дизайна

Наименование

Руководитель

Модификации современного проектного языка дизайна и прикладного искусства

Каримова И.С., канд. пед. наук, доцент

Педагогическое обеспечение системы профессиональной адаптации дизайнеров в условиях взаимодействия вузов с работодателями

Шкиль О.С., канд. пед. наук, доцент кафедры дизайна

Тематика научно-исследовательской деятельности студентов:

-Социально-культурные основания проектирования объектов предметно-пространственной среды.

- Взаимодействие художественного и проектного образа в дизайне среды.

- Коммуникативные и знаковые функции средовых объектов и систем.

- Источники проектного творчества дизайнера.

- Искусство как источник вдохновения в работах дизайнеров.

- Эстетическая ценность в проектировании объектов дизайна.

- Интерпретация как основа проектного творчества в дизайне интерьера.

- Эвристические методы в дизайн-проектировании.

- Эстетическая ценность в проектировании объектов дизайна: работа студентов с использованием различных приемов трансформации элементов костюма.

- Методы декорирования в современном дизайне костюма: изучение приемов декорирования одежды (аппликация, вышивка, бисероплетение, макраме, ручная роспись, валяние, «Нуно-фелтинг», «шибори» и др.), их классификации, разработка авторских приемов текстильного дизайна.

- Коммуникативная роль графического дизайна.

- Визуальные системы ориентирования в пространстве.

- Интерпретация исторических символов посредством графического дизайна в современной системе визуальной коммуникации.

- Адаптация исторической среды в современный контекст.

- Искусство в создании объемно-пространственной структуры  интерьера.

- Исторические и современные стили в дизайне интерьера.

- Симбиоз декоративного и знакового в дизайне интерьера.

- Архитектурно-художественный синтез в моделировании объемно-пространственной структуры интерьера.

Центры

При кафедре дизайна АмГУ работает учебно-консультационный центр (УКЦ) «Дизайн». Одна из задач УКЦ – оказание образовательных услуг по дополнительным  программам обучения и оказание консультационных услуг в области графического дизайна, дизайна интерьера, дизайна среды и дизайна костюма.

В настоящее время ведется набор на обучение по следующим программам дополнительного образования:

- Визуализация объектов дизайн-проектирования. Программа курса включает изучение таких компьютерных программ, как Photoshop, 3DsMax, AutoCAD, ArchiCAD. Срок обучения – 1 год.

- Дизайн ландшафта. Программа курса включает изучение таких дисциплин, как спецрисунок, основы композиции, цветоведение, дендрология, конструирование, инженерные основы проектирование ландшафта, ландшафтное проектирование и др. Срок обучения – 1 год.

- Декорирование в интерьере. Программа курса включает изучение истории монументального и декоративно-прикладного искусства, как основы профессиональной деятельности, современных методов стилизации и декорирования помещений различного функционального назначения, практических приемов, техники изображения и представления дизайн-идеи, овладение искусством ручной работы по декорированию деталей и предметов интерьера, а так же ознакомление с проектно-сметной документацией и правилами ее составления. Срок обучения – 1 год.

Кроме того, принимаются групповые заявки (не менее 10 человек) от юридических/ физических лиц на получение дополнительного образования в сфере дизайна по индивидуальным программам обучения.

При УКЦ «Дизайн» организованы и успешно действуют подготовительные курсы для  абитуриентов, целью которых является выявление творческих способностей и готовности поступающих осваивать учебную программу. Подготовка ведется по двум направлениям художественных дисциплин – рисунок и, композиция. Программа подготовки рассчитана на краткосрочные летние курсы (8 дней).

Лаборатории

Особенностью материально-технической базы кафедры является наличие специализированных мастерских для проведения учебных занятий и самостоятельной работы студентов: проектные мастерские по профилям подготовки, мастерская рисунка и живописи, мастерская деревообработки, мастерская керамики, класс компьютерного проектирования, мастерская проектирования костюма, студия фото и светотехники, студия печати и полиграфии.