Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Кафедра литературы и мировой художественной культуры

История кафедры

Свое начало кафедра литературы отсчитывает со времени создания филологического факультета в январе 1998 г. С 1 октября 1998 г. кафедра литературы и истории художественной культуры была реорганизована путем объединения с кафедрой русского языка и образования кафедры русской филологии.

1 июля 2008 г. образована кафедра литературы и мировой художественной культуры. С этого времени кафедрой литературы и мировой художественной культуры заведует доктор филологических наук, профессор Анна Анатольевна Забияко. Вместе нею у истоков кафедры стояли к. филол. н., доцент Владимир Михайлович Калита, к. филол. н., доцкент Галина Владимировна Эфендиева (аспирант А.А. Забияко), ассистент К.А. Крыжанская (Землянская). В 2009 г. на кафедру пришел работать ее выпускник, Игорь Анатольевич Дябкин (в 2015 защитил диссертацию на соискание уч.ст. канд. философских наук, н.рук. Забияко А.А.). С 2017 г. на кафедре работает опытнейший преподаватель-филолог, к.филол.н., доцент Л.М. Шипановская.

Молодые сотрудники кафедры: Зиненко Яна Викторовна (ассистент, магистр, выпускница АмГУ), Цмыкал Ольга Евгеньевна (ассистент, магистр, выпускница АмГУ), Землянская Ксения Александровна (ассистент, магистр, выпускница АмГУ, аспирант кафедры литературы и МХК); Чжан Жуян (кандидат филологических наук, выпускник АмГУ).

Научно-педагогические кадры кафедры литературы и МХК подготавливаются через аспирантуру Московского государственного педагогического университета, Российского Университета дружбы народов, Амурского государственного университета.

Список сотрудников

Забияко Анна Анатольевна – зав. кафедрой, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра изучения дальневосточной эмиграции.

Шипановская Людмила Михайловна – кандидат филологических наук, доцент.

Эфендиева Галина Владимировна – кандидат филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра изучения дальневосточной эмиграции.

Чжан Жуян – кандидат филологических наук; научный сотрудник Центра изучения дальневосточной эмиграции.

Зиненко Яна Викторовна – ассистент кафедры литературы и мировой художественной культуры; лаборант Центра изучения дальневосточной эмиграции; руководитель учебно-консультационного центра «Центр изучения региональной культуры».

Цмыкал Ольга Евгеньевна – ассистент кафедры литературы и мировой художественной культуры; лаборант Центра изучения дальневосточной эмиграции; член филологического факультета в Совете молодых ученых АмГУ.

Землянская Ксения Александровна – ассистент кафедры литературы и мировой художественной культуры, аспирант; лаборант Центра изучения дальневосточной эмиграции; заместитель декана филологического факультета по международной деятельности.

Алексеенко Марина Леонидовна – ассистент кафедры литературы и мировой художественной культуры.

Мартынова Валерия Александровна – старший лаборант кафедры литературы и мировой художественной культуры, студентка группы 897об.

Направления подготовки

45.03.01#«Филология» (Направленность (профиль) образовательной программы: Преподавание филологических дисциплин (русский язык и литература)) – бакалавриат

студент изучает филологию и гуманитарное знание, межличностную, межкультурную и массовую коммуникацию в устной, письменной и виртуальной форме.

Ключевые навыки:

  • владение языками в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах;
  • владение художественной литературой и устным народным творчеством в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах;
  • владение различными типами текстов – письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов);
  • владение устной, письменной и виртуальной коммуникацией.

Рабочие сферы:

  • научно-исследовательская;
  • педагогическая;
  • прикладная;
  • проектная и организационно-управленческая.
  • высшие и средние учебные заведения (преподавание филологических и культурологических дисциплин); научно-исследовательские центры в качестве научного сотрудника; учреждения культуры, музеях; средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение); государственные административные органы.

Перечень профильных дисциплин

  • Введение в языкознание;
  • Введение в литературоведение;
  • Теория литературы;
  • Общее языкознание;
  • Современный русский язык (теоретический курс);
  • История русского языка;
  • История зарубежной литературы;
  • История русской литературы;
  • История мировой художественной культуры;
  • Практикум по методологии научного труда;
  • Категории русской культуры;
  • Национальные и народные обычаи;
  • Устное народное творчество;
  • Стилистика русского языка ;
  • История литературной критики;
  • Литературное источниковедение;
  • Основы чтецкого мастерства;
  • Практикум по филологическому анализу и интерпретации текста;
  • Методика преподавания литературы;
  • Методика преподавания русского языка;
  • Основы региональной культуры;
  • Культура русского зарубежья.

45.04.01#«Филология» (Направленность (профиль) образовательной программы: «Филологическое обеспечение международных культурных связей») – магистратура.

студент изучает филологию и гуманитарное знание, основы межличностной, межкультурной и массовой коммуникации в устной, письменной и виртуальной форме.

Ключевые навыки:

  • владение языками (отечественными и иностранными) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах;
  • владение художественной литературой (отечественной и зарубежной) и устным народным творчеством в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах;
  • владением различными типами текстов – письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов);
  • владением устной, письменной и виртуальной коммуникацией.

Рабочие сферы:

  • научно-исследовательская;
  • педагогическая;
  • прикладная;
  • проектная;
  • организационно-управленческая.
  • высшие и средние учебные заведения (преподавание филологических и культурологических дисциплин); научно-исследовательские центры в качестве научного сотрудника; учреждения культуры, музеях; средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение); государственные административные органы.

Перечень профильных дисциплин:

  • Филологические аспекты преподавания мировой художественной культуры
  • Практическая грамматика русского языка
  • Практическая стилистика и риторика
  • Филология в системе современного гуманитарного знания
  • Русский фольклор и фольклористика
  • Русский язык в межкультурной коммуникации
  • Основы русской литературы
  • Основы русской культуры
  • Национальные и народные обычаи
  • Язык русскоязычных печатных и интернет СМИ
  • Методика преподавания русского языка и литературы как иностранных
  • Язык русского кино в страноведческой и лингвокультурной практике
  • Лингвокультурология
  • Методология и методика организации научной деятельности
  • Практикум по организации и написанию научного труда

45.04.01#«Филология» (Направленность (профиль) образовательной программы: «Русская литература в поликультурном мире») – магистратура.

студент изучает филологию и гуманитарное знание, основы межличностной, межкультурной и массовой коммуникации в устной, письменной и виртуальной форме, постигает основы этнографических, историко-культурных, этнокультурных, этнопсихологических знаний в региональном аспекте

Ключевые навыки:

  • владение языками (отечественными и иностранными) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах;
  • владение художественной литературой (отечественной и зарубежной) и устным народным творчеством в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах;
  • владение различными типами текстов – письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов);
  • владение основами устной, письменной и виртуальной коммуникации;
  • владение этнографическими, этнопсихологическими, этнокультурными знаниями, ориентированными на дальневосточную приграничную специфику.

Рабочие сферы:

  • научно-исследовательская;
  • педагогическая;
  • прикладная;
  • проектная;
  • организационно-управленческая;
  • высшие и средние учебные заведения (преподавание филологических и культурологических дисциплин); научно-исследовательские центры в качестве научного сотрудника; учреждения культуры, музеи; средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение); государственные административные органы.

Перечень профильных дисциплин:

  • Филологические аспекты преподавания мировой художественной культуры
  • Практическая грамматика русского языка
  • Практическая стилистика и риторика
  • Филология в системе современного гуманитарного знания
  • Русский фольклор и фольклористика
  • Классические основы русской литературы и методика ее преподавания
  • Основы русской культуры и методика преподавания
  • Исторический опыт русско-китайских отношений
  • Этнография народов Дальнего Востока
  • Этнопсихология
  • Практикум по литературному редактированию разных видов текста
  • Культура и литература дальневосточного зарубежья
  • Культурная антропология
  • Лингвокультурология
  • Основы межкультурной коммуникации
  • Методология и методика организации научной деятельности
  • Практикум по организации и написанию научного труда

44.03.01#«Педагогическое образование» (Направленность (профиль) образовательной программы: Филологическое образование) – бакалавриат

Весь период обучения педагог-филолог готовится к преподавательской и исследовательской деятельности в области русского языка, литературы и мировой художественной культуры в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой. Студенты узнают теорию и историю русского языка и литературы, мировой культуры, методику обучения русскому языку и литературе, тонкости межкультурного взаимодействия, особенности преподавания филологических дисциплин в иноязычной аудитории. Студенты учатся писать собственные научные работы, могут заниматься редактированием книг, журналов, газет; организовывать мастер-классы, культурные мероприятия и многое другое. В течение обучения студенты имеют возможность творческого общения с писателями и поэтами, теле и радиоведущими, ведущими учеными страны. Творческий подход приветствуется в учебном процессе и внеучебных мероприятиях.

Студенты, обучающиеся по программе «Филологическое образование», имеют уникальную возможность посещать лекции приглашенных ученых-преподавателей из разных городов России, Китай и Европы. В постижении тонкостей межкультурной коммуникации помогает общение с китайскими ровесниками, обучающимися на филологическом факультете. В рамках научных спецсеминаров студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью под руководством квалифицированных специалистов в области филологии. За время обучения студенты проходят учебную (редакционную), производственную (педагогическую), преддипломную практики.

Рабочие сферы:

  • в системе образования;
  • преподавателями русского языка как иностранного в высших и средних учебных заведениях зарубежом;
  • специалистами в сфере международных связей;
  • редакторами, корректорами в издательских центрах, телеканалах и радиостанциях;
  • заведующими литературной частью в музеях, библиотеках, театрах;
  • специалистами в области межъязыковой и межкультурной коммуникации;
  • пресс-секретарями.

Перечень профильных дисциплин

  • Русский язык и деловая коммуникация
  • Педагогические технологии
  • Научные основы педагогической деятельности
  • История русской литературы
  • История зарубежной литературы
  • Русский язык в устной и письменной коммуникации
  • История мировой художественной культуры
  • Введение в языкознание
  • Устное народное творчество
  • Русская праздничная культура
  • Лингвострановедение в педагогической работе
  • Аудирование в обучении русскому языку
  • Основы русской культуры и этика
  • Выразительное чтение
  • Деловой русский язык в филологическом образовании
  • Филологический анализ текста
  • Практическая грамматика в преподавании русского языка
  • Практическая риторика в воспитательной работе
  • Теория и методика обучения русскому языку
  • Теория и методика обучения русской литературе
  • Спецсеминар по русскому языку
  • Спецсеминар по литературе

Научная деятельность

Основные направления научных исследований кафедры: культура и литература русского зарубежья, культура народов Дальнего Востока, художественная этнография Дальнего Востока.

Научная тема кафедры: «Литература и культура русского зарубежья. Художественное своеобразие литературы дальневосточного зарубежья в этнографических и этномиграционных процессах».

Ученые кафедры публикуются в региональных, российских и международных научных изданиях, являются авторами научных и методических трудов, сотрудничают со специалистами из ведущих университетов страны и с зарубежными вузами, имеют публикации в ведущих научных изданиях, входящих в перечень ВАК («Религиоведение», «Проблемы Дальнего Востока», «Филологические науки», «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке», «Вестник РУДН», «Гуманитарный вектор» и др.) и SCOPUS («Уральский исторический вестник»), WOS (Cuadernos de Rusística Española).

Ведется сотрудничество с основными зарубежными и отечественными научными центрами: Домом Русского Зарубежья (Москва), культурно-информационным центром «Российская эмиграция» (Санкт-Петербург), Институтом мировой литературы им. А.М. Горького (Москва), ассоциацией «Игуд Иоцей Син» (Тель-Авив, Израиль), Университетом иностранных языков (Пекин, КНР), Школой высших практических исследований при Сорбонне (Париж), Даляньским университетом народов (КНР), Университетом им. Палацкого (Оломоуц, Чехия), Комиссией эмигрантологии славян (Ополе, Польша) и и др. Поддерживается связь с ведущими специалистами в разных областях гуманитарного знания:

В.В. Агеносовым, Ли Иннань, О.И. Федотовым, В.Л. Кляусом, С.С. Левошко, А.А. Хисамутдиновым, Т. Мушем и др.

Преподаватели кафедры регулярно участвуют в конкурсах грантов. Так, в 2010 г. Г.В. Эфендиева выиграла грант президента РФ за проект «Социокультурный контекст художественного наследия дальневосточных писателей-эмигрантов (текстологический и источниковедческий анализ)». В 2011 г. совместно с кафедрой религиоведения ученые кафедры стали участниками международного гранта РГНФ-КАОН (КНР) «Русские и китайцы: межэтнические отношения на Дальнем Востоке в контексте политических процессов», международного гранта РГНФ-CRNS (Франция) «Кочевники Центральной и Северной Азии: традиционные общества в условиях модернизации» (совместно с кафедрой религиоведения и истории). С 2014 по 2017 гг. в сотрудничестве с кафедрой религиоведения и истории сотрудничали в гранте Российского научного фонда «Этнические миграции как фактор цивилизационных взаимодействий и социокультурных трансформаций в Восточной Азии (история и современность)», проект № 14-18-00308 (совместно с кафедрой религиоведения и истории). В 2017 г. кафедра литературы и мировой художественной культуры выиграла грант фонда «Русский мир». В 2018 г. при поддержке гранта Амурского государственного университета сотрудники кафедры работали над темой «Русские и китайцы в условиях межэтнических контактов XIX–XXI вв.: культурный, литературный, религиозный контекст». В 2020 г. сотрудники кафедры выиграли грант Российского фонда фундаментальных исследований 20-012-00318 А «Образы России и Китая в художественной этнографии (по материалам русской и китайской литературы, публицистики Маньчжурии 20–40-х гг. XX в.)». В 2020 г. руководством Амурского государственного университета поддержан грант молодых сотрудников кафедры литературы и мировой художественной культуры по теме «Русские в Китае и китайцы в России: социокультурный, этнокультурный опыт адаптации в XX-XXI вв.».

Ежегодно кафедра литературы и мировой художественной культуры проводит краткосрочные и долгосрочные языковые стажировки, участвует в программах академической мобильности студентов из КНР. Так, в 2017 году была проведена летняя языковая школа «Русская культура и русский язык»; участниками смены выступили студенты из Чанчуньского педагогического университета (ЧПУ) и Чанчуньского научно-технического университета (ЧНТУ). В 2018 году участниками языковой смены стали студенты из Харбинского педагогического университета. В 2019–2020 учебном году участниками языковой стажировки в рамках академической мобильности по программе «Русский язык и русская культура» стали студенты из Харбинского научно-технического университета и Хэйхэского университета.

Литературоведы принимают активное участие в работе международных научных конференций: «Россия и Китай на дальневосточных рубежах» (Благовещенск, 2000-2020), «Мемуары первой эмиграции: проблемы и исследования» (Москва), «Литература русских эмигрантов в Китае» (КНР, Харбин), Международный научный семинар по российско-китайскому сотрудничеству (КНР, Харбин), Оломоуцкие дни русистов (2015, 2017, 2019) и др.

На базе кафедры литературы и МХК организуется международная научно-практическая конференция «Россия и Китай на дальневосточных рубежах», молодежный международный научно-практический семинар «Дальневосточный фронтир: язык, культура, литература».

Центры

Центр изучения дальневосточной эмиграции

Учебно-консультационный центр «Центр изучения региональной культуры»

Партнеры

Амурская областная научная библиотека имени Н. Н. Муравьёва-Амурского

Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского

Радио «Эхо Москвы»

Харбинский педагогический университет

  • Тел.:
  • E-mail:

Университет им. Палацкого (Чехия), Философский факультет

Контакты кафедры

  • Адрес: Игнатьевское шоссе, 21. Корпус 7, ауд. 305а
  • Телефон: 23-47-09
  • E-mail: muza207@mail.ru