Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Олимпиада по языку и культуре эвенков России и орочонов Китая «ТУРЭН» впервые прошла за рубежом

Международная олимпиада по языку и культуре эвенков России и орочонов Китая, состоявшаяся 11-13 октября – очень важное российско-китайское мероприятие. Шестая по счету Олимпиада собрала талантливых детей эвенков и орочонов в городе Хэйхэ с целью выявить талантливых ребят из двух стран – России и Китая, которые в будущем будут лучшими представителями своих народов в разных сферах и профессиях, проявят себя в экономике, образовании, культуре, сельском хозяйстве и промышленности.

Впервые проект, посвященный культуре и языку малочисленного народа России – эвенков – был реализован за пределами Российской Федерации. Это подтверждает его статус уникального, востребованного и значимого мероприятия, признанного зарубежным государством.

В программе олимпиады были включены: онлайн-тестирование, международный конкурс-диалог, мастер-классы по эвенкийскому и орочонскому языкам, песенный и танцевальный конкурсы, марафон эвенкийских и орочонских сказок.

Международная Олимпиада по языку и культуре эвенков России и орочонов Китая «ТУРЭН-2019» уже в шестой раз доказала свой статус востребованного, актуального, значимого мероприятия. В 2019 года данное российско-китайское мероприятие было посвящено Международному году языков коренных народов мира по версии Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО, а также отвечало рекомендациям пункта 2"а» Перечня поручений Президента РФ от 04.07.2015 № ПР-1310. 

Цель олимпиады «ТУРЭН-2019» – представление уникального интеллектуального и культурного нематериального богатства и наследия нашей страны, а именно – культуры эвенков России на международной арене.

Шестая Международная Олимпиада по языку и культуре эвенков России и орочонов Китая «ТУРЭН-2019» собрала на площадке Хэйхэского национального университета эвенков различных регионов Российской Федерации (Красноярского края, Республики Саха (Якутии), Забайкальского края, Республики Бурятии, Хабаровского края, Амурской области) и орочонов уездов Сюнькэ, Синьшэн Орочонской волости района Айхуэй города Хэйхэ провинции Хэйлунцзян, Автономного Орочонского хошуна Китайской Народной Республики. С российской стороны в олимпиаде приняли участие 117 человек (75 детей и 42 взрослых), с китайской стороны – 80 человек (49 детей и 31 взрослый).

Дипломами победителей олимпиады из России были награждены 9 участников из села Иенгра, Нерюнгри, села Хатыстыр (Республика Саха (Якутия), села Усть-Нюкжа (Амурская область), села Тупик (Забайкальский край), 9 участников из Хэйхе (провинция Хэйлунцзян) и Алихэ (Орочонский автономный хошун, внутренней Монголии Китая). 16 участников обеих стран были награждены дипломами и номинациями конкурсов «Компьютерное тестирование на эвенкийском и орочонском языке», «Лучшее устное высказывание на эвенкийском языке», «Международный диалог», «Марафона эвенкийских и орочонских сказок».

В состав жюри входили ведущие преподаватели и ученые из РФ и КНР: кандидат филологических наук, член общественной палаты Республики Бурятия Берелтуева Д.М., заместитель директора экспериментальной школы-интерната «Арктика» Макарова К.И., кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков АмГУ Морозова О.Н., директор Научного общества орочонов провинции Хэйлунцзян Мэн Шусянь, специалист по научным проектам Хэйхеского университета Гуань Чжиин.

Информационная поддержка Олимпиады в России в 2019 году оказана пресс-центрами Амурского государственного университета, Ассоциации КМНС Севера Сибири и Дальнего Востока РФ. Финансовая поддержка оказана Министерством культуры и национальной политики Амурской области РФ.

В ходе мероприятия «Международная Олимпиада по языку и культуре эвенков России и орочонов Китая ТУРЭН-2019» сформулированы следующие рекомендации:

  1. Признать русскоязычными детьми, монолингвами, эвенкийских школьников Амурской области, Забайкальского края, с. Иенгра Республики Саха (Якутия) с выученным эвенкийским языком (базовый начальный уровень).
  2. Признать якутоязычными детьми, билингвами (якутско-русский билингвизм с доминирующим якутским языком), эвенкийских школьников из с. Хатыстыр, с. Оленёк, с. Тикси Республики Саха (Якутия) с выученным эвенкийским языком (базовый начальный уровень).
  3. Стимулировать интерес к этническим эвенкийскому и орочонскому языкам путём вовлечения талантливых детей 1-11 классов общеобразовательных учреждений России и Китая в языковые конкурсы, лингвоконцерты, марафоны устных высказываний на этнических языках предков, онлайн-тестирование по вопросам фонетики, грамматики, лексики, литературы и фольклора на языках народов Севера.
  4. Поощрять участие в языковых состязаниях знатоков эвенкийской культуры (пожилых людей в возрасте от 60 лет и старше), являющихся последними носителями языков коренного населения Приамурья, усвоивших эти языки с младенческого возраста.
  5. Привлекать к образовательному процессу, на уроки по эвенкийскому языку, литературе, культуре, ДПИ пожилых эвенков и орочонов, свободно владеющих связной эвенкийской и орочонской речью, для создания языковой среды среди детей и молодёжи.
  6. Усилить языковую подготовку на эвенкийском и орочонском языках в области устных монологических и диалогических высказываний для развития коммуникативной компетенции, устного общения на вышеназванных языках.
  7. Обратить пристальное внимание на подготовку школьников в области грамматики агглютинативных эвенкийского и орочонского языков, на знание часто- и редко-употребительных суффиксов и особенностей их реализации.
  8. Увеличить количество часов до минимум трех часов в неделю в учебных планах национальных школ эвенкийских поселений на изучение эвенкийского языка в качестве предмета (но не факультатива) в общеобразовательных учреждениях Амурской области, Забайкальского края, Республики Саха (Якутия).
  9. Не считать равноценной альтернативой предмету «Эвенкийский язык» предметы по эвенкийской литературе, культуре, декоративно-прикладному искусству, национальному спорту и проч. предметам, включающим национальную специфику, в общеобразовательных учреждениях Амурской области, Забайкальского края, Республики Саха (Якутия).
  10. Заменить обязательное изучение второго иностранного языка (немецкого, французского, испанского) на социально значимое обязательное изучение национального эвенкийского языка в учебных планах национальных школ эвенкийских поселений в общеобразовательных учреждениях Амурской области, Забайкальского края, Республики Саха (Якутия).
  11. Поощрять использование исчезающих эвенкийского и орочонского языков в качестве средства международного общения в целях повышения престижа уникального интеллектуального и культурного нематериального богатства и наследия поликультурного пространства трансграничной зоны Приамурья на международной арене.
  12. Признать образовательно-культурный проект «Международная Олимпиада по языку и культуре эвенков России и орочонов Китая ТУРЭН» уникальным, социально значимым мероприятием, признанным зарубежным государством, способствующим сохранению и возрождению исчезающих этнических языков и культур коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и северо-востока Китайской Народной Республики.